Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Philology: scientific researches
Reference:

Psycholinguistics: From an Individual Branch of Knowledge to Polyscientific Knowledge

Khoroshikh Pavel Pavlovich

Postgraduate student. the department of Psychology and Education, Far Eastern Federal University, School of Arts and Humanities

690091, Russia, Primoskii krai, g. Vladivostok, ul. Sukhanova, 8

khoroshikh.pavel@inbox.ru
Other publications by this author
 

 

DOI:

10.7256/2454-0749.2018.3.22196

Received:

04-03-2017


Published:

25-09-2018


Abstract: In his article Khoroshikh analyzes the modern status of psycholinguistics as a branch of scientific knowledge. The author notes that this science has developed as a result of the dichotomy of humanities and natural science, thus combining these two approaches. This is the specific relation of psycholinguistics research object, subject and methods that allows to refer it to complex science. Different definitions of psycholiguistics demonstrate that there are different approaches to interpreting it as a science. The author of the article analyzes how psycholinguistics correlate to other sciences. For example, psychology and language studies have contributed a lot to the development of psycholinguistics as a complex science in general. These sciences have formed the basis and methodologies of psycholinguistics. Khoroshikh pays special attention to the role of anthropology, development and transformation of human as a system in the process of philogenesis and anthropogenesis. Psycholinguistics offer a new concept, so called 'language personality'. The mutual influence of psycholinguistics and anthropology have also formed the basis for a new approach, anthropocentrism. The development of anthropocentrism ideas in psycholinguistics has also given an impulse to studying the language as a special form of culture. Thus, it can be seen that psycholinguistics is still at the stage of development and gets into contact with different branches of knowledge. 


Keywords:

psycholinguistics, culturology, psychology, antropology, linguistics, anthropocentrism, linguistic personality, language, ethnopsycholunguistics, Charles Osgood


Введение

В общей теории научного знания важно понимать предмет и объект, на который направлено внимание исследователя. Объект науки в целом возможно понимать как общую совокупность отдельных индивидуальных объектов (элементов), которое входят в научное знание. Таким образом видно, что науку сегодня можно рассматривать как «научную пирамиду», где на вершине находится главное научное знание, а на нижних уровнях частные вопросы научного направления. Вся общая сумма составляющих частей этой «пирамиды» понимается большинством теоретиков научного знания как предмет науки. Предметом науки становится система объектов, которые являются абстрактными либо сама система может быть абстрактна, но включать в себя реальные объекты. Эта дихотомия свойственна взаимодействию гуманитарных и естественных наук.

Психолингвистика объединяет в себе эту дихотомию, используя в своем методологическом аппарате как данные гуманитарного, так и естественнонаучного знания. Предмет психолингвистики – это не только устройство языковой системы как гуманитарное знание, но и процесс создания и восприятия знаковой системы языка в сознании реципиента в аспекте естественнонаучного подхода.

Именно соотношение объекта, предмета и методов в психолингвистике позволяет отнести ее к комплексным наукам: объект данного научного знания соотносится с объектом лингвистики, а предмет и методология соотносятся с психологией, потому что она психолингвистика направлена на изучение появления, функционирование и общей структуры психического отражения реальности.

Психолингвистика как полинаучное знание

Существует несколько определений психолингвистики, которые в той или иной степени отражают область исследования этого научного направления. Чарльз Осгуд, который известен за разработку методики семантического дифференциала, получившей большое распространение в психолингвистике, отмечал, что психолингвистика посвящена изучению тех процессов, в которых различные интенции говорящего преобразуются в процессе коммуникации в сигналы того кода, который обусловлен социокультурной средой коммуникации [1,5]. В дальнейшем эти интенции развиваются в интерпретацию реципиента. Можно отметить, что основной задачей психолингвистики по Ч. Осгуду является изучение процессов кодирования и декодирования информации, а также соотношение содержания сообщения и различных элементов (физиологических, психических, культурных и т.д.) состояния коммуникантов. Таким образом, в отличие от лингвистики процессы коммуникации рассматриваются не в общей структуре языковой системы, а как процессы субъект-субъектных отношений. Ч. Осгуд отметил превалирующую роль психологии в общей структуре психолингвистики. Иное понимание психолингвистики встречается в трудах Залевской А.А. [2] Автор отмечает, что психолингвистика изучает процессы общего речеобразования, восприятие и формирование речи как составных элементов системы языка. В аспекте данного подхода психолингвистика направлена на изучение трех основных предметных областей. Прежде всего это исследование процесса производства речи в индивидуальном речевом акте (физиологический компонент). Так же важное знание имеет изучение восприятие речи реципиентом как индивидуальный речевой процесс (психологический компонент). В понимании природы речи ведущую роль отводят исследованиям формирования речи как частного элемента становления личности ребенка (лингвистический компонент). Все три озвученные направления объединяет то, что они обращены к различным сторонам видов речевой деятельности, отражая их специфику в системе языка. Леонтьев А.А., понимая, что психологический и лингвистический компоненты в той или иной степени должны сосуществовать вместе, развивает единое целостное определение этого научного направления. Предмет психолингвистики, по Леонтьеву А.А., - это соотношение личностных черт со структурой и функциями речевого акта, а также с языком как главным элементом общего восприятия мира человеком. Современное состояние психолингвистики позволяет рассматривать ее в общей структуре психологических наук. По нашему мнению, под психологией в данном случае можно понимать научное знание, направленное на изучение происхождения, функционирования и строения комплекта психического отражения реальности, которое формирует субъективную картину мира личности. При этом язык в частности и речевая деятельность в общем оказывают влияние на формирование и функционирование психического отражения, формируя субъективную сторону действительности и рефлексию. Речевую деятельность можно рассматривать в контексте общепсихологической структуры и особенности деятельности в целом. Этот вид деятельности является частным проявлением общей деятельности субъекта, один из ее видов наряду с игровой, трудовой, познавательной деятельностью. Она обладает своими качественными и количественными характеристиками, но при этом подчиняется общим законам и принципам формирования, строения и функционирования любого вида деятельности. Кроме этого, любой подход к понимаю личности в той или иной степени может быть выражен через психолингвистику [3,8]. Наиболее ярко вопросы изучения отражения субъектом окружающей действительности через языковую картину мира в психолингвистике можно отследить через понятие «значение деятельности». В психолингвистике существует два основных методологических подхода на пути ее взаимодействия с психологией: с одной стороны, психолингвистика опирается на результаты основных психических исследований, и оперирует психологическим терминологическим аппаратом, но с другой стороны, происходит постоянное обогащение психологической теории новыми понятиями и подходами (к примеру, метод контент-анализа текста для изучения структур личности). Для решения различных прикладных задач зачастую применяются новые интерпретации известных психологических приемов, наполненные лингвистическими данными. Психолингвистика как полинаучное знание обладает структурными связями с общей психологией, освещая различные вопросы психологии личности и когнитивного подхода. Освещая вопросы деятельности общения, взаимодействия коммуникантов, психолингвистика входит в предметную среду как социальной психологии, так и психологии общения. При этом, отдельное влияние психолингвистика оказала на развитие теории массовой коммуникации. Особую роль психолингвистика играет в исследованиях по детской и возрастной психологии, так как рассматривает вопросы языковых способностей и развития речевой деятельности у ребенка. Помимо этого можно проследить взаимодействие психолингвистики и с иными областями психологии. Отдельное внимание в психолингвистике уделяется вопросам языка в его связи с общим языкознанием. Предметом языкознания, который взаимосвязан с психолингвистикой, является изучение средств коммуникации, а также механизмов социального общения. Объект языкознания можно считать речевую деятельность как общий комплекс речевых актов и речевых реакций. Общее языкознание наполняет психолингвистику знаниями о том общем, что присуще функционированию всякой речи любого субъекта коммуникации, вне зависимости от социокультурного контекста. Это позволяет подробно изучить средства, которые составляют структуру внутреннего строения речевого акта. Следует отметить, что существует принципиальное различие в изучаемых явлениях: в то время как общее языкознание акцентирует свое внимание на системности средств коммуникации, психолингвистика уделяет внимание индивидуальным особенностям конкретных языковых систем [4,7]. Взаимодействие психолингвистики и общего языкознания изменило общее восприятие языка. Ранее главным объектом изучения в общем языкознании были отдельные языковые средства, такие как фонетические, грамматические или лексические. Все эти языковые средства рассматривались как отдельные равноправные компоненты языковой системы, оказывающее влияние на коммуникацию. Однако сейчас наблюдается трансформация этого подхода. Языковые средства считаются лишь формальными операторами, с помощью которых субъект осуществляет процесс коммуникации, вовлекая это в систему значений. Результатом этого процесса становится получение осмысленного и целостного текста (сообщения). Само понятие значения рассматривается в современной психолингвистике как гораздо большее понятие, как коммуникация. Таким образом, значение отдельной когниции является основной когнитивной (познавательной) единицей. Она формирует образ мира человека, и входит в состав различных когнитивных схем, а также эталонов различных когнитивных ситуаций. Значение, которое ранее находилось в одном ряду с другими понятиями общего языкознания, сейчас приобретает отдельное ключевое понятие. Можно предположить, что психолингвистика все больше начинает обретать черты «психосемантики». При изучении языка как одной из составляющих человека как биосоциальной системы, отдельное внимание всегда уделялось развитию и трансформации человека как системы в процессе филогенеза и антропогенеза. Эти связи в большей степени выражены в взаимных корреляциях исследований эволюции мышления человека на основе её проекции в эволюции языка, в частности лексики. Это обуславливает взаимодействие антропологии и общего развития психолингвистики. Лексическая система языка постоянно испытывает на себе влияние исторических изменений в человеческом сознании, развитии культуры, а также увеличении общего комплекса знаний. Взаимовлияние психолингвистики и антропологии стало основой для формирования нового подхода – антропоцентризма. В рамках этой научной парадигмы языковая личность считается базовой для проведения исследований в области языковых явлений. В отличие от исследований, где рассматривалась лишь общая система языка, сейчас наблюдается смещение акцента на языковую личность как комплексное образование. Степанов Ю.С. объяснил изменение подхода тем, что язык сам по себе является системой, которая соотносится с человеком и уровнем его развития, это соотношение прослеживается уже в самой организации языка, и именно этим и объясняется логика изучения языковой личности. Современные исследования доказывают тот факт, что концепт «человек» является частью концептуалных полей различных понятий – названий артефактов, культурных растений и животных, различных действий и психических состояний. Это позволяет рассматривать основную часть лексики как антропоцентричную по своей природе. Кроме этого, концепт «человек» выступает в роли пресуппозиции, то есть может его позиция в концепте какого-либо понятия рассматривается «по умолчанию». Поэтому вопрос «С кем ты сейчас разговариваешь?» подразумевает указание конкретной личности, субъекта. Это указывает на присутствие «человеческого фактора» в структуре языка, что дает возможность определить язык с точки зрения деятельности человека, как указывал Караулов Ю.Н. «человека в языке и языка в человеке». Появление антропологической парадигмы стало причиной развития субъективного подхода в исследованиях, который в наибольшей степени проявился в актуализации метода интроспекции, в особенности признания многозначности и многознаковости языковой интроспекции. Развитие идей антропоцентризма повлияло на изменение подхода к изучению языка в различных областях научного знания, которые посвящены изучению как отдельного человека, так и социальных систем. Большой вклад в развитие психолингвистики и ее связи с культурологией как наукой о социальном бытие человека внес Сорокин Ю.А. [3] Он отмечал, что как культурология, так и психолингвистика направлены на познание процессов вербальных и невербальных форм поведения, которые являются специфичными для конкретного этноса или лингвокультурной общности. Важно отметить, что в данной структуре Сорокин Ю.А. говорит о поведении, которое по своей природе персистемное, т.е. архитипическое, что не позволяет сделать его тиражированным или предать унификации. Это можно считать отличительной чертой, потому что в культурологии как отдельной научной отрасли поведение трактуется как процесс, существующий только в цивилизационных средах и подчиняющийся общим средовым законам. Это также объясняет разный подход к пониманию предмета исследования. В культурологии под предметом исследования принято понимать всё то множество феноменов, которое встречается в социокультурной среде субъекта. Психолингвистика определяет свой предмет как изучение речевой, а также сопутствующей ей неречевой деятельности. Несмотря на кажущееся противоречие в предметах исследования психолингвистики и культурологии эти две научные области находятся в соподчинении. Современные идеи развития теории языка и речи как его проявления позволяют предполагать, что язык/речь – это некий субстрат. Именно язык является базовой формой, которая представляет собой основу для появления и развития вторичных моделирующих систем, в том числе и культурных. В этом подходе основной идеей является тот факт, что любая система стремится встроиться структуру естественного языка и выстроить свою иерархию наподобие языка. Таким образом психолингвистику в целом и язык в частности можно рассматривать как первичную (базовую) научную область, которая влияет на развитие вторичной научной области культурологии. Это позволяет изучить явления языковой составляющей этнического поведения и сознания как основных форм культурологии. Взаимодействие культурологии и психолингвистики позволило новый междисциплинарный подход – этнопсихолингвистики. В рамках данного подхода можно предположить о существовании грамматических и лексических ментальных словарей этнического поведения субъекта. Это позволяет изучить функционирование различных «текстов» в языковой системе субъекта и позволяет обслуживать тот или иной этнос, культурную общность, что объединяется в некие лингвокультурные сценарии и матрицы. Исследуя лингвокультурные особенности среды субъекта, мы можем выявить особенности функционирования и полноты «картины мира» в той или иной культуре. Совмещение методов психолингвистики и культурологии дает возможность отдельные универсали, которые характерны для всех культурных парадигм, а также локальные составляющие, которые присутствуют в отдельных культурах.

Выводы

Таким образом можно увидеть, что психолингвистика, являясь молодой наукой, находится на стадии своего формирования и «впитывает в себя» различные отрасли научного знания, которые в той или иной степени рассматривают проблему «языковой среды» и «языковой личности». Расширение границ процесса глобализации различных культурных процессов, массовые миграции и увеличение областей регулярного взаимопроникновения разных языков и культур (мультикультурализм), а также постоянное развитие мировых компьютерных сетей – эти факторы придали особую роль изучению процессов и механизмов развития речи и языка как базовым понятиям личности человека.

References
1. Charles E. Osgood, Psycholinguistics, Cross-Cultural Universals, and Prospects for Mankind. Praeger Publishers, 1988. ISBN 0-03-059433-2.
2. Zalevskaya A. A. K probleme neirofunktsional'nykh aspektov dvuyazychiya: obzor // MNKO. 2008. №3 S.48-52.
3. Leont'ev A.A. Psikholingvistika v ovladenii yazykom // Osnovy psikholingvistiki.-M.: Smysl, 1999.-S. 218-228.
4. Karaulov Yu.N. Russkii yazyk i yazykovaya lichnost'.-M.: Nauka, 1987.-263 s.
5. Sorokin Yu.A. Chto my delaem, kogda perevodim khudozhestvennyi tekst? // Voprosy kognitivnoi lingvistiki. 2005. №1 S.44-48.
6. Arkhipova S.V. Assotsiativnyi eksperiment v psikholingvistike // Vestnik BGU. 2011. №11 S.6-9.
7. Fomina M. S., Artemenko O. A. Yazykovaya lichnost' kak ob''ekt izucheniya psikholingvistiki // Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya. 2014. №6-2 S.130-131.
8. Kutyrev V.A. Yazyk cheloveka: ot krika k tishine // Filologiya: nauchnye issledovaniya. – 2013. – № 2. – S. 133-142. DOI: 10.7256/2305-6177.2013.2.8004.