Translate this page:
Please select your language to translate the article


You can just close the window to don't translate
Library
Your profile

Back to contents

Culture and Art
Reference:

The Development of Visual Communication Media from the Traditional "Old" to Digital "New"

Bkhat Suraya Bashirovna

post-graduate student at Russian New University

109028, Russia, Moskva oblast', g. Moscow, ul. Serebryanicheskaya Nab., 29, severnaya storona

beyondbirthday77@gmail.com

DOI:

10.7256/2454-0625.2017.6.21784

Received:

24-01-2017


Published:

21-07-2017


Abstract: This article is devoted to the visual media of communication as technological progress in culture. The subject of research is the study of the developing of visual tools from the traditional "old" (printed and electronic) to digital "new" (Internet) forms of mass communication and their interaction with the culture. Particular attention is given to the main landmarks of the development of visual tools, and especially to the information age or digital age, because it gives individuals the maximum opportunity to freely communicate, transmit or receive information. The main methods of study are cultural and historical. By analyzing of vast amounts of materials devoted to visual communication, including both national and foreign sources, these methods allow to identify and interpret the main historical stages of development visual tools: the written era, the printing era (the printing press of Gutenberg), the electronic era (TV, movie) and the informational or the digital era (Internet, World Wide Web). The conclusion is that every form of visual mass communication, one way or another, affects society in fundamental areas. Books allow people to educate themselves, and not rely solely on teachers and clergy. Newspapers began to chronicle the everyday life of society with the presence of a public forum for the exchange of information and discussion. Magazines were the first visual mass communication, which began massively using photography to the advent of television. Television has brought the sound and motion in the picture and gave a view of cultural heritage as a movie. With the advent of the Internet, new digital forms, such as personal and social media communications. The result of the study is the conclusion that new media play an important role in the formation of modern culture, depicting a particular set of beliefs, values and traditions (whole life) as visualized reality. The novelty of research is determined by the new faces of ideas about the social and cultural reality, contributing to a more adequate understanding of its dynamics.


Keywords:

socio-cultural approach, visual communication, media communication, interpretation, image, cultural dynamics, social media, personal media, digital era, printing era


Научное знание располагает достаточным представлением о том, что такое средства массовой коммуникации, и какие из них наиболее важные. Однако очень сложно сказать то же самое о культуре, поскольку, понятие это одно из самых многозначных. Эмпирических данных по вопросу о роли и значении средств массовой коммуникации в обществе, удовлетворяющих всем целям, имеется в большом количестве [1, с. 1]. Особую нишу занимает вопрос о роли визуальных средств коммуникации, как в общественной сфере, так и в культурном развитии человечества. Визуальные средства массовой информации являются частью средств массовой коммуникации, синтезируя визуальные каналы информации.

Термин «средства массовой коммуникации» был введен в научный оборот советскими исследователями (В. М. Березин, Б. А. Грушин, Б.М. Фирсов) в 1960-х г. как калька с английского «media of mass communication». Понятие «коммуникация» означает в этом случае «связь и общение» [2, с. 314]. Закон РФ «О средствах массовой информации» трактует средство массовой коммуникации (СМК) (или СМИ – средства массовой информации) как периодические печатные издания, радио-, теле- и видеопрограммы, кинохроникальные программы, иные формы распространения массовой информации. Под массовой информацией понимаются «предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы» [3].

Норвежский историк Т. Б. Эриксен придерживался более описательных и нейтральных определений СМК, и ограничивался рассмотрением основных из них. С практической точки зрения, информационная среда является носителем/посланником медиа [4, с. 7], который передает коммуникативный акт, будь он фактическим или вымышленным, сложным или простым. Информационная среда имеет технологическую составляющую, и диапазон конкретных способов самовыражения может быть сформирован и использован различными способами. Способы эти входят в динамическое взаимодействие с социальными, культурными и, в конечном счете, индивидуальными контекстами.

Информационная среда как способ технологической передачи не является независимым и нейтральным по отношению к современной культуре, которая возникает и не полностью управляется этой культурой. Р. Х. Виллиамс описывает историческое развитие термина «среда», как опосредованный субъект или средство для современного использования, в котором существуют три совпадающих тенденции: раннее значение термина лишь цитируется; более новое - техническая концепция, дифференцирующая звук, текст и изображение; и преимущественно социологически направленное значение, при котором среда воспринимается в качестве носителя определенных институциональных характеристик и функций, например, по отношению к рыночной и общественной сфере [5, с. 203]. СМК являются чрезвычайно важными, хотя и не совсем однозначными для общества и культурной жизни в целом. Общественное и культурное внимание, посвященное важности СМК, стало бурно развиваться и расти в геометрической прогрессии в связи с расширением технологических возможностей и глобального распространения СМК. Обеспокоенность культуры сильным и стремительным приумножением СМК часто приводило к линейному, казуальному и детерминированному представлению о взаимосвязи между ними и культурой. Но подобные разъяснения, в основном придающие СМК огромное значение, являются довольно неоднозначными. СМК является основным революционным катализатором, но в то же время они формируются в обществе, в котором они функционируют посредством фундаментальных структур и потребностей человека. Сказанное подводит к постановке основной задачи данной статьи: изучить развитие визуальных СМК, переход от так называемых «старых» традиционных к «новым» цифровым персональным и социальным СМК и проанализировать их взаимопроникновение-взаимоотталкивание с культурой.

Переход от «старых» к «новым» СМК

Медиа-насыщенный мир сочетает разнообразие старых и новых СМК для получения информации, развлечений и связи с окружающим миром. Массовая информация и массовая коммуникация берут свое начало с печатной революции, которая произошла в Европе в 15 веке. Как развивалось общество на протяжении веков, так совершенствовались и СМК от механического процесса к электронному, положив начало цифровой или информационной эре.

Благодаря технологиям, СМК постоянно совершенствуются. В то время как межличностные взаимодействия являются прямыми, взаимодействия с сообщениями СМК являются косвенными, поскольку требуют наличия технологий или третьей стороны для обеспечения коммуникации. СМК передают сообщения через печатные или электронные устройства. Далее проследим развитие различных форм технологий, которые привели к их новым формам.

Письменный век является периодом в истории человечества, который предшествовал появлению СМК и начался около 3500 г. до н.э. с введением письменных текстов, и продолжался до печатной революции.

Печатный станок и последующие технологические достижения, связанные с производством и распределением бумаги привели к созданию печатной продукции в качестве первого СМК.

До печатной революции, общество имело возможность создавать рукописи и даже их репродуцировать, однако такой процесс требовал значительного количества времени и мастерства, приведя к тому, что книги и рукописи оказались слишком дорогими для преобладающего большинства населения. Несмотря на появление многих других форм СМК, печать по-прежнему оставалась важным каналом для обмена информацией, вплоть до революции в 1450 г.

Перед тем как возникла письменность, люди обращались к петроглифам, то есть наскальным рисункам и скульптурам из керамики, ювелирным изделиям, которые можно причислить к первоначальным формам визуальной коммуникации. Распространение письменности, как средства СМК при документировании повседневной жизни, законов и так далее, явилось необходимым предшественником революции печати. Физические и технические ограничения времени препятствовали превращению написанному слову в массовую коммуникацию. Так как тексты тщательно воспроизводились вручную, это занимало много времени, поскольку использовалась простейшая технология печати, такая как ксилография, т.е. вид печатной графики путем гравирования по дереву или оттиска на бумаге, сделанный с такой гравюры. Высокая цена этих текстов и тот факт, что большинство людей не могли читать или писать, дополнительно ограничивали распространение печати.

Немецкий первопечатник И. Гутенберг часто упоминается как изобретатель печатного станка, однако, большая часть технологий, необходимых для печати, например, подвижной литер, уже существовали и использовались на протяжении многих лет. На самом деле, воспроизведение и распространение текстов началось в Восточной Азии около 700 г. н.э., более чем за 700 лет до Гутенберга, поскольку в Китае уже использовали метод ксилографической печати для массового производства коротких буддийский текстов [6, с. 103].

Тем не менее, применение И. Гутенбергом металлических наборных литеров отличалось от китайского метода. Китайская техника штучной печати для воспроизведения текста, рисунков и изображений возникла в Древнем Китае, как метод печати на текстиле, а затем и на бумаге. Китайский метод был удобен, поскольку на бумаге делался оттиск, однако не практичен, так как под каждую страницу надо было создавать персональную печать. И появление метода Гутенберга, отличавшегося тем, что на специальные гравюрные доски, наносились чернила и вручную отпечатывались буквы, образовывая, таким образом, печатный текст, сделало этот процесс более быстрым и эффективным. История книгопечатания в современном смысле этого слова начинается с изобретения наборного шрифта. Как и в случае с бумагой и штучной печатью, первый наборный шрифт был придуман в Китае в начале 11-го века. Наборные литеры изготавливались из глины. И особенности китайского языка не позволили прижиться наборному шрифту так, как в Европе. Китайский язык состоит из тысяч иероглифов, отливать которые по-отдельности достаточно сложно и зачастую бесполезно, следовательно, было гораздо легче сделать оттиск целой страницы из дерева. Это не помешало распространению печати в Восточной Азии, однако не привело к печатной революции, потому что аудитория, способная читать книги, была сильно ограничена, в связи с низким уровнем грамотности.

Повышение уровня грамотности в Европе в течение двух столетий после И. Гутенберга, несомненно, способствовало успеху его изобретений, поскольку грамотность создает рынок для печатных текстов. Его изобретение помогло вступить в эпоху Просвещения и научной революции, которая охватила Европу в течение 1600-х годов. Аристократы и религиозные лидеры обратились к печатной прессе, как к способу распространения христианской идеологии и стремлению улучшить общество. В 1454 г. вышла знаменитая 42-строчная Библия И. Гутенберга - первая книга массового производства, созданная современными методами и не переписанная вручную. Это явилось началом печатного века, который продлился до 1850 г. и ознаменовал рождение и рост первого СМК.

Книги того времени часто были короче, чем сегодня, но они все равно были самой ранней формой коммуникации для масс, что привело к значительным культурным и социальным преобразованиям. Между 1450 г. и 1500 г. было напечатано 20 миллионов отдельных книг. В течение 1600-х гг., от 150 до 200 миллионов книг были напечатаны в Европе. Учитывая, что население Европы в то время было только 78 миллионов, это около трех книг для каждого человека. Конечно, книги были распределены неравномерно, так как большая масса людей того времени не умела читать или писать, следовательно они не имели никакой пользы для них. В то же время, печатались более дешевые, более короткие материалы, включающие содержание, которое больше ориентировалось на средний класс. Эти ранние издания были похожи на краткий обзор происшествий и подавались в качестве новостей, однако они больше были похожи на истории о чудесах, монстрах и других сенсационных или фантастических событиях. Хотя и не их содержание и положительное влияние на общество послужило тому, что эти публикации быстро переросли в то, что мы называем сегодня газетами и журналами.

Печать и распространение книг привели к культурной трансформации. Повышение грамотности и доступность литературы, религиозных текстов, словарей и другой справочной информации позволило человеку находить информацию для себя, отличить себя от других посредством того, что они читают и знают, и путешествовать в пространстве и времени за пределы их весьма локализованных жизней. До этого, люди полагались на рассказчиков, духовенство, учителей, или других информационных лидеров. Таким образом, люди обращались только к нескольким источникам СМК на протяжении всей жизни и информация, передаваемая этими источниками, была ограничена и искажена. Только определенная группа людей, как правило, элита, имела доступ к рукописям и умела читать. Издатели действовали в качестве хранителей информации, так же, как сегодня это делают СМК, которые ограничивают содержание. Несмотря на это, мир был открыт для многих, как никогда раньше.

Больше, чем книги, летописью повседневной жизни в обществе служили газеты, обеспечивающие регулярное освещение событий, как исторических, так и светских, что позволяло узнавать о текущих событиях за пределами нашего общества и страны. Газеты были первыми СМК в сборе и распространении такой информации. Первая, опубликованная на регулярной (еженедельной) основе, газета появилась в Париже в 1631 г., а другие появились во Флоренции, Риме и Мадриде в течение последующих нескольких десятилетий. Первая ежедневная газета была издана в Лейпциге, Германии в 1660 г. В конце 1700-х г., в крупных европейских городах, таких как Лондон и Париж было около двухсот газет, некоторые публиковались ежедневно, некоторые еженедельно, а некоторые с другой периодичностью [6, с. 112]. Следовательно, уровень грамотности также увеличился в течение этого периода.

Газеты являлись первыми СМК о повседневной жизни в обществе, а журналы были первым национальным СМК в Европе в конце 1700-х и в 1800-х гг..

Содержание журналов в основном состояло из историй, перепечатанных из газет, со случайными эссе по искусству или текущим событиям. К середине 1800-х гг. журналы стали играть более важную роль в обществе. В то время, журналы были посвящены вопросам рабства и правам женщин. Журналы как СМК пользовались относительным успехом до середины 1900-х гг., а затем встретились с одной из своих самых больших проблем - появлением телевидения в середине 1900-х гг..

Столкновение между печатными и визуальными формами в начале 1900-х гг. стало непростым периодом в истории СМК. На рост и распространение печатных изделий в качестве СМК потребовалось сотни лет, по сравнению с распространением визуальных СМК. Люди способны говорить, смотреть и слушать. Однако, не все способны читать и писать, поэтому процесс обучения этим вещам так труден и отнимает много времени. Людям нравится смотреть и слушать одновременно. По крайней мере, 140 000 лет, люди развлекались, слушая и наблюдая за вещами, происходящими вокруг. Наблюдали ли за другими людьми или слушали звуки леса, это должно было происходить именно в тот момент, так как не было никакого искусственного способа передачи изображения или звуков. Лишь около 40 000 лет назад, начинают исследоваться визуальные СМК, включая рисунки, картины и скульптуры. Так же, позднее театральное искусство стало популярным визуальным СМК в обществе.

Можно увидеть, что с начала 1900-х годов визуальные СМК уже являются частью человеческой истории с появлением телевидения и кино.

В 1890-х гг. Т. А. Эдисон представил за отдельную плату короткий фильм о людях, выполняющих рутинную работу [7]. Фильм явился первым средством СМК, объединившим в себе, как аудио, так и видео. Появление кино – это динамический вариант фиксации определенного отрезка культуры. М. Маклюен выделяет особое отличительное свойство кино: «Кино не только наивысшее выражение технического прогресса, оно еще и парадоксальным образом предлагает как свой продукт самый магический из потребительских товаров, а именно - грезы» [8; с. 331].

Кино превратилось в первое СМК, которое предложило людям возможность примерить роль «выдуманного» на реальную жизнь. Кино создает новый мир зрительных образов [9; с. 20], который телевидение помогло распространить.

Телевидение, в основном, представляет собой систему передачи аудиовизуальных данных, воспроизводимых на экранах, используемую для трансляции развлекательных, информационных и образовательных программ. Телевидение стало привычным явлением, как дома, так и за его пределами. Немного изобретений могут похвастаться столь высоким влиянием на современное общество, как телевидение. Телевидение является повсеместным времяпрепровождением, способным объединить людей разной культурной, возрастной и этнической принадлежности.

В настоящее время телевидение является вторым по популярности СМК в мире, развивающимся изо дня в день. Благодаря возможности передачи звука и движущихся изображений, оно превратилось в одно из наиболее жизнеспособных и сильных источников информации.

Телевидение является ключевым каналом распространения информации от общественных организаций, государственных учреждений и различных «заинтересованных» сторон к общественности. Телевидение является политическим, экономическим и культурным средством просвещения общественности, а также средством влияния. Также оно является формой косвенной и общественной коммуникации между социальными субъектами. Телевидение играет центральную роль во всех аспектах современного общества: от искусства, спорта и политики до развлечений, образования и маркетинга. Всестороннее и критическое понимание данного вида СМК обеспечивает ценной информацией о том, каким образом люди воспринимают себя в обществе и по отношению к окружающему их миру. Однако, начиная с 1980-х гг. 20 века, телевидение потихоньку уступает пальму первенства. А с начала 1990-х гг. и по сей день, цифровые СМК и Интернет перехватывают мощь влияния на массы.

Рождение Интернета можно проследить с момента, когда правительственным научным сотрудникам было поручено создание средства обмена информацией по сети, которая не может быть прервана случайно или намеренно. Более тридцати лет назад эти правительственные ученые создали Интернет, который сильно отличался от того, к чему мы так привыкли. Изначально Интернет использовался в качестве средства обмена информацией среди исследователей, преподавателей и госслужащих. Это и оставалось его основным предназначением, пока холодная война не стала утихать, и закрытая информационная сеть стала отрываться для общего пользования. Лишь небольшая группа компьютерных энтузиастов и хакеров-любителей могли использовать Интернет, в то время как для большинства людей это было недоступно. Однако своего сегодняшнего «величия» Интернет достиг, лишь пройдя путь серьезных технологических улучшений.

Т. Бернерс-Ли – человек, сделавший интернет доступным для общественности. В 1989 г. Т. Бернерс-Ли создал новый язык программирования, который исправил проблемы, ограничивающие повсеместное распространение Интернета. Основная проблема заключалась в том, что не было общего языка, универсального для всех компьютеров. Он решил эту проблему путем создания протокола передачи гипертекста (HTTP), который позволяет людям создавать электронные соединения или ссылки на информацию на других компьютерах или серверах. Он также изобрел язык разметки гипертекста (HTML), который дал пользователям общий язык для создания и разработки онлайн-контента. Но изобретения HTTP и HTML не было достаточным, и Т. Бернерс-Ли также изобрел первый браузер, который позволяет людям искать информацию и перемещаться по растущему числу соединений между компьютерами. Он назвал свою новую сеть «Всемирной паутиной» (World wide web), и все свои изобретения выложил в открытый доступ, чтобы любой мог использовать и адаптировать их бесплатно, что, несомненно, поспособствовало его бурному развитию.

Тем самым, Интернет можно полноправно причислить к новейшим средствам СМК. Подобное смешение свободного доступа и пользовательской креативности и сейчас составляет основу новых СМК.

Тесное взаимодействие Интернета с персональной электроникой, такой как смартфоны, а также применение Интернета для общения с массами, привело к появлению таких форм новых СМК как персональные и социальные.

Персональные и социальные СМК

Новые технологии развиваются и диффундируют путем регулярного использования большим количеством людей, которые, в свою очередь, формируют образ общения. Переход от старых к принципиально новым СМК знаменует собой существенное изменение в том, как они используют технологии для общения как устройства коммуникации, как преобразуются из гигантских в крошечные, в результате чего взаимодействие общества с новыми медиа становится гораздо более личным и, в то же время, общественным, чем это было с прежними СМК.

Рассматривая старые СМК, которые состоят в основном из печатных изданий, телевидения и кино, видно, что их присутствие в общественной жизни было сильно лимитировано. Например, телевидение уже давно является ключевой технологической особенностью в домашних условиях. Раньше фильмы показывались в кинотеатрах до момента появления видеомагнитофонов и DVD-плееров, которые позволили смотреть фильмы даже дома. Ближе всех к портативным СМК были книги или газеты, поскольку их можно было читать в пути.

В дополнение к термину «новый», который уже помогает понять некоторые ключевые технологические изменения от «старых» форм СМК, также необходимо добавить и то, что «новый» значит настоящий и ориентированный на будущее, так как СМК и технологии сейчас меняются быстрее, чем когда-либо прежде. То, что новое сегодня, не может считаться новым завтра. Ключом к новым СМК является понятие технологическая конвергенция. Большинство новых СМК уже цифровые, и продолжается оцифровка старых форм СМК, что позволяет им свободно циркулировать для чтения / доступа / игр любой цифровой медиа-платформой без необходимости конверсии.

Эта мультиплатформенная (любая существующая среда вычислительного окружения) совместимость не могла существовать, поскольку каждый тип носителя имел свою собственную, только ему соответствующую платформу. Например, не возможно было бы проиграть записи восьми – дорожковой кассеты магнитофона DVD-плеером. Точно так же, как текст, напечатанный на печатной машинке, прочитать на компьютере или на электронных носителях: IPAD, смартфонах, или других портативных устройствах. Другой характерной чертой новых СМК является размывание границ между производителями и потребителями их продукции, так как отдельные пользователи теперь имеют более личные отношения со своими СМК, которые привели к появлению персональных СМК.

Персональные СМК так называются потому, что пользователи более свободны в выборе медиа-контента (информационное содержание сайта (тексты, графическая, звуковая информация и др.), а также изданий (книги, газеты, сборника статей, материалов и др.), чтобы создавать свои собственные сообщения, комментировать и ссылаться на другие контенты, обмениваться ими с другими пользователями, и, в общем, создавать персонализированные медиа среды. Чтобы лучше понять персональные СМК, необходимо рассмотреть персональные медиа устройства.

С точки зрения устройств, понятие «персональные медиа устройства» вошло в регулярное использование в конце ХХ века, когда был произведен первый персональный компьютер.

В 1980 г. произошел ажиотаж персональных медиа устройств, таких как видеомагнитофон, видеокамера, мобильный телефон и персональный компьютер. В то время, нужно отметить, персональные мультимедийные устройства не имели возможности подключения к интернет сети, что позже с его появлением позволило «персональным» СМК стать социальными СМК. Тем не менее, в течение того времени, люди создали персонализированные медиа-среды, которые позволили контролировать медиа сообщения. Например, люди начали создавать миксовые аудиокассеты, записывая свои любимые песни с радио или с других кассет. Кроме того, видеомагнитофоны позволили людям смотреть определенные фильмы по своему собственному расписанию, вместо того чтобы смотреть фильмы, показанные по телевизору или в кинотеатре.

Персональные компьютеры позволили и профессионалам, и любителям создавать новые программы, которые они могли переносить на дисках. Видеокамеры позволили людям создать множество домашнего видео, любительских и не постановочных фильмов. Эти любительские персональные медиа-творения было не так легко распространить, как сегодня, поскольку уровень технического прогресса все еще требовал, чтобы люди посылали сообщения на дисках или кассетах.

По мере развития Интернета и цифровых технологий, персональные средства коммуникации перешли в социальные. Такие медиа формы, как видео, музыка и фотографии стали цифровыми. Исчезла необходимость носить с собой традиционные персональные мультимедийные устройства. Новые онлайн-платформы дали людям возможность создавать и придумывать контент, который может использоваться любым человеком, имеющим доступ к Интернету.

Со времен телеграфа технологии привели к социальным взаимодействиям, однако, они не были на таком массовом уровне, нежели сегодня. Если рассматривать телеграмму в качестве предшественника социальным сетям, блогам и т.д., то до сих пор потенциальные точки взаимодействия и размер аудитории сильно разнятся. В то время как телеграф посылал сообщения одному человеку, то в социальных СМК, таких как блоги, социальные сети (Фейсбук, Вконтакте и т.д.), можно отравлять сообщения множеству людей единовременно. Блог - это веб-сайт, который поддерживается индивидуумом, с регулярными записями комментариев, описаниями событий или интерактивными медиа, такими как изображения или видео. Многие блоги содержат комментарии или новости по определенной теме, другие функционируют как более личные онлайн дневники.

Традиционный блог сочетает в себе тексты, изображения и другую графику, а также ссылки на другие блоги, веб-страницы и связанные с ними медиа. Способность читателей оставлять комментарии в интерактивном формате является важной частью многих блогов. Большинство блогов, в первую очередь текстовые, точнее говоря, гипертекстовые являются частью более широкой сети социальных медиа. Социальные СМК позволяют строить, отражать и организовывать социальные взаимоотношения в Интернете.

Социальные СМК были реализованы в условиях так называемой всемирной сети Web 2.0, которая является новым способом подключения к сети Интернет и объединяет людей для совместной работы и творчества, используя «коллективный ум» [10, с. 1]. Это привело к использованию Интернета в проектах и решениях проблем. Многое из этого было достигнуто за счет платформ и веб-сайтов, таких как Ютуб, Википедия и т.д., которые позволяли пользовательский контент. Важно отметить, что пользовательский контент и сотрудничество с социальными сетями были частью всемирной паутины (World Wide Web) в течение нескольких десятилетий, но большая часть информации была в виде самостоятельных публикаций, таких как отзывы пользователей, онлайн-записи журналов / дневников, а позднее блогов.

Самой влиятельной формой новых сетей являются социальные сети, которые позволяют пользователям создавать общественный или личный профиль, сетевые связи с другими людьми, а также просматривать профили и сети контактов. Социальные сети позволяют публиковать информацию о себе, о том, что нравится или не нравится, обновлять статус, профиль, а также позволяет людям делиться их собственными историями жизни. Кроме того, пользователи могут следить за жизненными историями в своей сети. Степень коммуникации с другими людьми варьируется в зависимости от близости отношений и ситуационных факторов, однако социальные сети также используются для наращивания разного рода отношений с другими.

Появление новых, объединенных и демократизированных СМК, явилось защитной реакцией старых СМК. Расширение участия коммуникантов и наличие обратной связи означает, что традиционные старые СМК, которые использовались для односторонней коммуникации и пассивной аудитории, теперь должны прислушиваться и реагировать на обратную связь, которая может быть критической и / или негативной.

Влияние визуальной коммуникации на культуру современности

Коммуникация имеет невероятное влияние на общественную жизнь. На протяжении всей истории связь приобретала множество различных форм и видов; от устных историй и рассказов до наскальной живописи, от глашатаев и газетчиков на углах улиц до 24-х часовых новостей. В современном цифровом веке найти информацию проще, чем когда-либо; но какое влияние имеет эта новоявленная доступность на восприятие и культуру?

Изучение влияния СМК на культуру началось около 50 лет назад с высказывания М. Маклюэна о том, что «средство коммуникации является сообщением» [11, с. 10] Развивая мысль М. Маклюэна, добавим, что тип и форма медиа (generic form of media) важнее того значения (meaning) или содержания (content), которое оно передает, то есть сама форма средства коммуникации меняет человеческое сознание. В последующем, он расширил свою теорию, добавив: «Общество всегда было сформировано больше по характеру СМК, с помощью которых люди общаются, чем по содержанию сообщения. Алфавит, например, это технология, которая поглощается маленьким ребенком совершенно бессознательно, осмосом, так сказать. Слова и смысл слов предрасполагают ребенка думать и автоматически действовать определенным образом. [...] Электрические технологии культивируют и поощряют объединение и участие. Невозможно понять социальные и культурные изменения без понимания работы СМК» [11, с. 9].

Для того, чтобы понять работу средств массовой коммуникации, в соответствии с рекомендациями Маклюэна, необходимо также осознавать, что формат, среда и способ общения или демонстрирования человеческих идей, формируют само сообщение. Сегодня цифровые устройства требуют постоянного внимания, полностью изменяя способы взаимодействия, демонстрирования, работы, развлечения, получений знаний, ведения бизнеса и т.д. Цифровая революция позволила легко общаться посредством Всемирной паутины. К концу ХХ века, развитие Всемирной паутины ознаменовало эру новых возможностей для индивидуумов, по масштабу сравнимых с масс-медиа. Изобретение Интернета также позволило экстренным новостям достичь любой точки земного шара в течение нескольких минутсекунд. Подобный быстрый рост мгновенной, децентрализованной связи в корне изменяет СМК. Интернет быстро становится центром сосредоточивания средств массовой информации. Все становится доступным через Интернет. Вместо того чтобы прочитать газетужурнал или смотреть новости по телевизору, люди могут войти в Интернет и получить информацию, которую они хотят и когда они этого хотят. Например, многие люди слушают радио через интернет, сидя за своим столом. Однако чрезмерная доступность информации в Интернете позволяет любому присваивать ее себе, поэтому необходимо также помнить о защите авторских прав оригинальных идей и инновационных продуктов.

В культурном отношении цифровая революция изменила способ самоидентификации. Как результат, общество стало более визуальным. С. Зонтаг говорила о том, что в эпоху цифровой культуры существует большое количество изображений, захвативших внимание общества. [12]. Общество наводнено изображениями, а это означает, что необходимо активизироваться еще больше, чтобы выделиться в мире визуальной перегрузки.

Коммуникация изменяется в киберпространстве, то есть в виртуальной реальности (блоги, веб-страницы и т.д.); люди более открыты и не используют фильтрацию слов в коммуникации, как например, в формате тет-а-тет. Иногда люди делятся персональной информацией о себе. Современное общество учится взаимодействовать друг с другом по-новому. Как отмечает М. Э. Рябова, «перед нами сплошная переполюсовка, когда в рациональное линейное пространство вводится варьирующая мерность, в результате чего река исторического времени растекается на несколько параллельных потоков» [13, c. 14].

***

Общество коренным образом изменилось с введением визуального языка письменности и дальнейшего широкомасштабного воздействия печатного станка. Важным событием последнего столетия в революции общения является электронная эпоха, которая дает возможность индивидуумам свободно обмениваться, передавать или принимать информацию, а также предоставляет мгновенный доступ как к уже освоенным знаниям, так и к любой новой информации. Онлайн возможности позволяют людям действовать практически в любой форме, стремительно меняя по желанию личностные характеристики. Эта гибкость личности позволяет индивиду надевать несколько сущностей одновременно, играя роль себя или кого-то другого.

С 1950-х г., когда кино, радио и телевидение стали основным или единственным источником информации для большинства населения, данные СМК стали рассматриваться в качестве центральных инструментов массового контроля. Возникла идея о том, что общество достигло высокого уровня индустриализации, вследствие чего СМК сами по себе принадлежат человеку, который контролирует их.

СМК играют важную роль в формировании общественного восприятия, как через информацию, которая дозируется через них, так и через интерпретацию этой информации. Они изображают определенный набор убеждений, ценностей и традиций (весь образ жизни), как реальность. То есть, передавая визуально определенное видение реальности, они формируют ее. М. Э. Рябова называет этот процесс «диалектикой времени, в ходе которого происходит непрерывное обновление культуры» [14, c. 10]. Продолжая мысль М. Э. Рябовой, подчеркнем, что новые СМК отличаются от традиционных тем, что они в меньшей степени связаны с конкретными медиа-платформами, и, следовательно легко передаются от одного устройства к другому. Они также менее зависимы от физического объекта, что позволяет информации хранится в электронном виде. Изучение движения СМК от старых к новым приводит к следующим выводам. Динамика СМК способствует появлению и укреплению визуальной коммуникации, отражая общую динамику социокультурной реальности.

References
1. Bondebjerg Ib. Visual media in Culture: A historical look at the present / Ib. Bondebjerg // Nordicom Review, 1996. № 16(1). pp. 1-13
2. Dzheri D., Dzheri Dzh. Bol'shoi tolkovyi sotsiologicheskii slovar'. T. 1. M.: AST, Veche, 1999. 544 s.
3. Zakon RF ot 27.12.1991 N 2124-1 (red. ot 03.07.2016) «O sredstvakh massovoi informatsii» (s izm. i dop., vstup. v silu s 15.07.2016)-[Elektronnyi resurs]. – URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1511/ (data obrashcheniya: 20.10.2016).
4. Eriksen T.B. Budbringerens overtak. Perspektiver pa skriftkulturen / T.B. Eriksen. Oslo:-Hilsen, 1987. 208 p.
5. Williams R.H. Towards 2000 / R.H. Williams. London: Chatto & Windus; 1st edition, 1983. 288 p.
6. Marshall T.P. A History of Communications: Media and Society from the Evolution of Speech to the Internet / T.P. Marshall. Cambridge University Press, 2010. 337 p.
7. Dirks T. Film History by Decade-[Elektronnyi resurs]. – URL: www.filmsite.org/pre20sintro.html (data obrashcheniya: 15.10.2016).
8. Maklyuen M.G. Ponimanie Media / M.G. Maklyuen. M.: Kuchkovo pole, 2014. 464 s.
9. Bkhat S.B. Vizual'naya kommunikatsiya v sotsiokul'turnom kontekste real'nosti / S.B. Bkhat // Sovremennaya kommunikativistika. 2016. T. 5. №. 3. C. 19-23.
10. O’Reilly T. What Is Web 2.0? Spreading the Knowledge of Innovators-[Elektronnyi resurs]. – URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html (data obrashcheniya: 24.10.2016).
11. McLuhan H.M. The Medium is the Massage / H.M. McLuhan-Gingko Press, 2001. 160 p.
12. Zontag S. On Photography-[Elektronnyi resurs]. – URL: https://www.enotes.com/topics/photography/in-depth (data obrashcheniya: 30.10.2016).
13. Ryabova M.E. Formirovanie novykh identichnostei: dialektika global'nogo i regional'nogo / M.E. Ryabova // Regionologiya, 2009. № 4. S. 9-16.
14. Ryabova M.E. Kommunikatsiya v setevom informatsionnom obshchestve: novye real'nosti / M.E. Ryabova // Sovremennaya kommunikativistika. 2016. № 3. C. 8-12.
15. Vanslov V.V. Nauchno-tekhnicheskii progress i kul'tura // Kul'tura i iskusstvo. 2012. № 6. S. 27-33.